В культурно-разнообразной и многоязычной Эстонии эффективность межкультурного общения является ключевым фактором успешной социокультурной интеграции групп населения с низким уровнем владения официальным языком. Связанный с пандемией COVID-19 кризис в области здравоохранения наглядно показал, что недостаточность мер по охвату всех общественных групп несет негативные последствия в контексте целой страны. Вопросам межкультурного взаимодействия в условиях кризисных ситуаций было уделено довольно мало внимания, что ограничило поиск вариантов решения существующих проблем.
Вышеуказанное стало предпосылкой для данного исследования, проведенного в рамках проекта «Повышение эффективности информационного взаимодействия с мигрантами в целях обеспечения готовности к кризисным ситуациям: практический опыт в условиях пандемии COVID-19», в реализации которого принимали участие исследователи из трех стран: Эстонии, Финляндии и Латвии. Цель исследования заключалась в разработке стратегий быстрого реагирования на кризисные ситуации путем информирования представителей языковых меньшинств. Кроме того, международный характер исследования открывает возможности для укрепления сотрудничества между государствами региона Балтийского моря в борьбе с чрезвычайными ситуациями международного масштаба, являясь одновременно основой для применения полученных в ходе такого сотрудничества знаний для решения проблем на региональном/государственном уровне.
Для достижения главной цели мы стремились выявить препятствия в общении с не говорящими по-эстонски жителей Эстонии, и определить удачные практические действия, применимые в будущем. Для этого мы опросили представителей организаций, которые сыграли ключевую роль в обеспечении информационного взаимодействия во время пандемии. Респонденты представляли пять сфер деятельности — это эстонские государственные учреждения, коммерческие компании, высшие учебные заведения, НПО и средства массовой информации.
Полученные результаты показали, что помимо основного фактора, заключающегося в недоверии к государственным институтам среди населения, существует ряд дополнительных препятствий, которые еще более усугубляют сложившуюся ситуацию и могут привести к следующим рискам: недостаточный объем представления информации на языках, не имеющих статус официальных; недостаточная оперативность распространения такой информации; противоречивые или неясные информационные сообщения из официальных источников; вирусное распространение недостоверной информации в различных сферах (к примеру в социальных сетях); недостаточная слаженность действий между правительствами и другими заинтересованными сторонами; а также недостаточная гибкость в реализации привычных стратегий, не адаптированных к потребностям и проблемам конкретных групп населения (что, в частности, применимо к подходу в рамках кампании по вакцинации). Стремление выявить данные препятствия и способы их устранения различными заинтересованными сторонами позволило сформулировать ряд рекомендаций, применимых к будущим кризисным ситуациям.